Хочу познакомить вас со своими рассказами, написанными во время Кругосветной экспедиции. Это один, по моему мнению, самый важный рассказ для тех, кто решится отправиться в кругосветное плаванье и несколько рассказов, которые не вошли в основную книгу:
1. Ответственность. Капитан всегда прав!
2. Сокотра - самый таинственный и эндемичный остров мира.
3. Судан - страна без кредитных карт
4.
Лангкави – прекрасный и мегаудобный остров в Малайзии
1. Ответственность. Капитан всегда прав!

Капитан всегда прав! Это одно из главных правил на яхте, которое вы должны помнить! Причем помнить и если вы матрос и, что еще сложнее, помнить, когда вы капитан!

Почему сложнее, наверняка подумали многие из вас? Нет ничего сложного в том, чтобы выполнить приказ капитана. Прозвучала команда «Прыгать!», и ты прыгаешь, команда – «Травить!», и ты травишь, Все легко и просто, когда решение кто то уже принял. Совсем другое дело, когда ты капитан. Раньше я думал, что выражение «капитан всегда прав» – это некое преимущество, эдакая статусная награда и не более того. Да, я понимал, что на капитане ответственность за экипаж, и мне казалось, что эта ответственность аналогична офисной. Я привык руководить коллективами. У меня был свой бизнес. Я думал, что знаю, что такое «ответственность». Но на самом деле это только кажется! Ответственность за финансовое благополучие коллектива не имеет ничего общего с ответственностью за жизни членов твоего экипажа. Это просто ломает мозг! Ломает привычное восприятие действительности. Приходит понимание, что одна неверная команда или одно неверное решение могут привести к гибели доверившихся тебе людей, ведь ты капитан, и ты принимаешь это решение.

Такие слова могут показаться излишне пафосными, но, увы… Поясню на примере, почему.

Эта история произошла с нами по дороге из Мексики в Белиз. По плану к вечеру мы должны были оказаться на якоре в небольшой закрытой рифами бухточке недалеко от границы. Три часа дня. На подходе к бухте ветер начинает разгонять волну. Ветер прижимной в сторону берега, волна, естественно, туда же. Мы идем вдоль рифов в поисках прохода в коралловой стене. Катя за штурвалом, я на носу – высматриваю проход. Парус, разумеется, уже убран, идем на двигателе. Я замечаю проход и даю команду на поворот. Проход узкий, всего метров пять, и он стремительно приближается – волны подгоняют нас в корму. И тут волосы зашевелились у меня на голове от того, что я увидел впереди! Глубина по картам и эхолоту – три- четыре метра, но напоминаю про волны. А волна в два метра – это не только два метра вверх, но еще и два метра вниз! Так вот, я понимаю, что, когда волна проходит сквозь проход в рифах, видно ДНО! Я вижу бурлящий песочек с ракушками и отвесные коралловые стенки по бокам.

Далее есть только три выхода. Первый: мы серфим на гребне волны и без проблем пролетаем над опасным местом, но вероятность такого сродни чуду. Второй и самый реальный: мы пробуем пройти, нас ударяет и кладет на дно, сверху накрывает следующей волной, растирает о кораллы, и мы даже не всплываем. Ну и, собственно, третий: дать команду на поворот в открытое море навстречу этим волнам, что при нашем весьма слабосильном двигателе также равносильно тому, что через несколько минут нас кинет на рифы, но уже неуправляемо и с аналогичным финалом.

В эту секунду приходит понимание, что вот он – тот момент, когда ты капитан и именно тебе надо выбрать вариант развития событий и отдать команду. Именно ты должен взять на себя ответственность за жизнь экипажа! Ты понимаешь, что все отработают слаженно и точно выполнят команду, но ее надо дать!

Раз вы читаете эту книгу, то догадались уже, что я выбрал верное решение. Я проорал во весь голос: «Поворачиваем налево!!!» Катя без колебаний заложила поворот, и мы, как я и предполагал, остановились. Двигатель ревет на максимальных оборотах, пытаясь оттащить нас от камней, а волны ровно с той же скоростью прибивают нас обратно. В шахматах такая ситуация называется «пат». Я бегу в кокпит, поднимаю геную (передний парус), набиваю его под очень острый курс, и этого хватает, чтобы очень медленно, но верно мы начали удаляться от берега.

Один из достаточно частых вопросов, которые мне задают: а не устал ли я так долго плавать? Плавать я не устал, но вот от груза ответственности устал – это факт. После возвращения на большую землю я несколько месяцев просто просидел дома, а так как была зима, то бывало сутками не вылезал из-под одеяла – настолько сильный был отходняк: пропала ответственность, пропал мобилизующий фактор, наступила полная расслабуха и появилось безразличие. Но я очень активен и не мог долго предаваться безделью, и уже вскоре меня потянуло на… об этом я расскажу позже.

Сейчас сделаем небольшое отступление от сюжета и поговорим о терминологии… Терпеть не могу пафосность моряков и экстремалов, которые возводят в культ употребление разных терминов. Я говорю так, как мне удобно! Поэтому я буду применять фразы: «я проплыл кругосветку на яхте», «ходил в туалет» и «готовил на кухне». Я именно плаваю и смею надеяться, что не как то самое, которое не тонет. Хожу в туалет, а не в гальюн. Готовлю на кухне, а не на камбузе. И для меня это именно так! Потому что я непрофессиональный моряк. Я тот, кто встал из-за компьютерного стола и абсолютно без образования и опыта прошел вокруг света. Я не считаю себя морским волком. Я за простоту! Говорите так, как вам удобно, и посылайте в пень пафосных старперов!

В этой же главе хочу рассказать еще один интересный случай, касающийся субординации на лодке. Начну издалека. Я вырос в семье военных, и все мое детство и юность прошли в военных городках, частях и вокруг них. Я привык жить «по уставу», не то чтобы все было так строго, но на отданную отцом команду я отвечал: «Есть!» и шел исполнять. И вот на Карибы к нам в гости на яхту должен приехать мой батя. Ох… Его приезда я ждал и очень волновался, как мы будем сосуществовать целый месяц на лодке и как будут складываться наши отношения в новых условиях. Ведь теперь я капитан, и мое слово – закон, а отец – подчиненный. Перед глазами возник один забавный случай из офисной жизни: была у меня своя веб-студия, тридцать человек сотрудников. И вот сижу я весь такой важный в кожаном кресле за столом, приходит батя и на весь офис поставленным командирским голосом говорит: «Максюша, завари-ка мне по-быстрому кофе!»... В общем, сказать, что я волновался, – это ничего не сказать. Беру машину в аренду и еду встречать его в аэропорт. Объятия, сопли, слюни можно опустить. И вот что значит кадровый военный: такого четкого исполнения команд не было ни у кого за весь путь до этого. Настолько отчетливое понимание необходимости соблюдения субординации несмотря на то, что я его сын, меня искренне восхищало! И, наверное, первый раз в жизни я видел, как папа моет посуду. Не то, чтобы я пользовался ситуацией, но не без этого, да…
Вам нравится и хотелось бы прочесть всю книгу целиком!
Сокотра - самый таинственный и эндемичный остров мира

Сокотра на текущий момент, несмотря на достаточно близкое расположение, является весьма труднодоступным местом.

Во первых это территория Йемена, где сейчас идет война.

Во вторых туда не ходит общественный транспорт, точнее ходит один паром, но для местных, и туристам на него не попасть.

Единственный путь это как мы - посетить его на своей яхте. Правда тут начинает играть другой фактор - Сомали, до которого от острова менее 100 километров, поэтому на яхте идти туда весьма… хм… эмоционально ))

Хорошо, что на Сокотре в туристический сезон живет замечательная русская пара Аня Пчелинцева и Денис Романов.
Именно благодаря их заботе, нам удалось быстро оформить все документы и посетить самые интересные места на острове.
Дорога из порта в город проходит мимо райского оазиса с речкой, пальмами и фламинго…
А сам остров, сейчас оккупировали инвесторы из Эмиратов, все скупается и застраивается
Сам городок очень небольшой и малоэтажный
Поменяв деньги на местные, сразу чувствуешь себя миллионером

Сразу оговорюсь, рассчитывать на Сокотру с точки зрения закупки еды воды и топлива идея неблагодарная - к пирсу можно подойти только на свой страх и риск - вероятность намотать что-то на винт или бахнуться о волноломы крайне велика, а возить все на динги… хотя после Индонезии нас это не остановило. Горючее можно купить на заправке в канистры. Воду на опреснительной станции. А продукты на главной городской улице. Из интересного это огромные местные бананы - размером с хороший кабачок - очень вкусные. А дальше нас ждала дорога в глубь острова к страшным и неизведанным тайнам )))
Периодически серый безжизненный пейзаж сменяли наполненные жизнью оазисы
Сокотра это остров с полностью эндемичной флорой и фауной. Такого растительного мира нет больше нигде в мире. И самое известное дерево, которое является символом острова это Драконье дерево.
По факту это, как мне кажется, не дерево, а трава. Хотя я не специалист. Чтобы дорасти до такого размера должно пройти 3-4 тысячи лет. Растет оно крайне медленно и на строго определенной высоте.
И вот на обочине дорог стали появляться эти чудесные деревья. Нас везли в высокогорную (ну по меркам Сокотры) деревушку, которая находилась на краю леса из драконовых деревьев.
Все дома окружены каменными заборами, возведенными только из камней безо всякого раствора - это не столько защита от врагов и хищников, сколько преграда жутким ветрам, которые хозяйничают тут в зимний период. Оставив машины в деревне, мы отправились в лес…
А на этой фотографии самая густая и непролазная чаща
Перед вами так называемая Драконья кровь - это застывший сок деревьев. Структура их такова, что кора протыкается простым нажатием пальца и из под нее начинает бежать ярко красный сок, очень похожий на кровь. Затем он застывает и превращается в удивительное снадобье от всех болезней, по сравнению с которым дальневосточный корень Жень Шень является просто витаминкой. После недели приема происходит оздоровление организма, а месяца достаточно чтоб затянулись внутренние язвы и т.п. болячки.

В древности гладиаторы на арене натирались перед боем маслом с растворенным в ней кровью дракона дабы раны, полученные в бою, затягивались в кратчайшие сроки.

А вечером в деревне нас ждал пир. Мы хотели съесть барана, но нам не дали, по местным законам гостя нельзя кормить бараниной так как это мясо для женщин и людей второго сорта, а гостям положено подавать козлятину.

Вова, как наш Главный эксперт по дичи, контролировал весь процесс )) Вместе с ним пристально наблюдали орлы стервятники. Они тут вместо бродячих собак. Кстати, собак на острове вообще нет, они запрещены законом и их не любят, а вот эти пернатые падальщики расплодились так, что готовы из рук вырывать все, что походит на пищу.
Было очень вкусно и сытно
Потом, разумеется, кальян. Обратите внимание на платок вокруг ног хозяина - это не только головной или поясной убор, но и крутое средство чтобы удобно сидеть на полу - он сам поддерживает равновесие и позу, поэтому мышцы отдыхают и не напрягаются.

Следующим утром мы отправились на другую сторону ущелья

Как в этой сухости козы находят себе пропитание остается загадкой
Хотя проблема в том, что популяция драконовых деревьев не обновляется и находится под угрозой уничтожения, заключается именно в козах и их аппетите.
Тропинка пролегает мимо, ну это я так полагаю, кратера который оставил метеорит, куски которого в изобилии валяются в строго определенном секторе.
Вскоре перед нами открылось глубокое ущелье. Говорят там обитают призраки и находятся ворота в другой мир.
эндемичные растения встречаются за каждым камнем
Так же именно Сокотра является источником самой качественной мирры и ладана в мире. Так выглядит дерево, поставщик мирры
Отдельно хочу остановиться на местных женщинах и семейном укладе. Во первых тут распространено многоженство. Но прежде чем жениться мужчина должен построить свой дом, а затем накопить денег на калым.

Если вам интересно, то жену вам продадут в среднем за 3-5 тысяч долларов.

А теперь самое интересное для мужской части читателей! Инициатором привести вторую жену чаще выступает именно первая жена! она же и помогает с выбором и поиском.

На самом деле, исторически это обусловлено тем, что женщина выполняет всю тяжелую работу по дому, ведению хозяйства и уходу за скотом, и просто в какой-то момент начинает не справляться и берут вторую жену. Но сам факт! ))

На следующий день наш путь лежал в противоположную сторону - страну цветущих бутылочных деревьев

Если присмотреться внимательно, то увидите в этом камне настоящий череп!
А мы ехали дальше вдоль берега океана
кататься на досках по песчаным дюнам.
В целом остров мегакрутой! На него надо планировать не менее недели чтобы успеть все посмотреть. и надо не откладывать поездку пока остров не заполонили толпы туристов из Эмиратов.
Вам нравится и хотелось бы прочесть всю книгу целиком!
Судан - страна без кредитных карт


Судан это первая страна, встретившая нас после скоростной пробежки по Аденскому заливу вдоль побережья Сомали. И надо сказать, что путь вдоль Сомали был самым прекрасным за последние полгода - попутный ветер, огромные корабли, которые от тебя шарахаются ибо на радаре мы выглядим подозрительно, рыба, которая сама запрыгивает в лодку каждый час - красота! В Судане можно стоять ровно в одном порту - Порт Судан.
Это промышленный порт безо всяких удобств. Документы можно оформить только с агентом - а агент там мерзкий старикашка, который, поняв, что дополнительные бабки он на нас не срубит, стал ставить палки в колеса, натравливать полицию и т.п. Редкий козел в общем ) (услуги оформления 200 баксов) Ну да пост не про него, а о стране.

Порт Судан типичный африкано-мусульманский город - малоэтажный, грязный и бедный.
Наполненный кучей женщин в их любимых черных одеяниях. Однако местная мода превозносит местных женщин на недосягаемый для других мусульманок уровень!
Присмотритесь к пальцам на руках этой женщины! Видите? Фаланги пальцев полностью зататуированы в черный цвет. Смотрится очень жутко!
Зато спустя столько времени в пути, появилось в продаже отличное мясо!
Которое тебе могут приготовить тут же
Специи и чай продают на каждом углу
И сладости! Разве можно удержаться и не накупить большую кучу?! ))
Набережная порта - как и во многих подобных городках это центр местной культуры и досуга, именно сюда стекается все население ближе к вечеру и hазвлекается.
попутно пытаясь продать туристам сувениры и дары моря, все по очень дешевым ценам. С деньгами в Судане вообще напряг! Мы пришли, потратив всю наличку еще на Сокотре, в расчете на то, что в "крупном" портовом городе не будет проблем. Однако все оказалось совсем не радужно! Дело в том, что Судан отключен от мировой платежной системы Swift, а значит что? Это значит, что в стране не работают банковские карточки…. совсем не работают! Единственный способ получить деньги для нас оказался перевод из России через Вестрн Юнион в единственный банк в городе. Деньги выдаются в долларах, потом их надо поменять - а уж это отдельная история курс в зависимости от наглости может отличаться раз в 10!

Заправиться дизелем довольно просто (главное агента послать в пень заранее) - канистрами на ближайшей заправке. Водой еще проще - приезжает на мопеде абориген и привозит небольшую цистерну с водой - и так же канистрами на динги.

Да! Забыл. На набережной вечером подают вкуснейший кофе - первый раз я с удовольствием пил его без сахара и молока! Ну а кальяны за доллар с прекрасным табаком это вообще песня! На подходе к городу мы зашли на небольшой островок поохотиться. И скажу вам там отличный дайвинг! Стенки рифа сразу уходят вниз на несколько сотен метров, прозрачная вода, множество рыб и акул! Все пляжи изрыты черепаховыми гнездами. С точки зрения приехать туда туристом поплавать это отличная мысли, а в остальном в Судане делать нечего.
Вам нравится и хотелось бы прочесть всю книгу целиком!

Лангкави – прекрасный и мегаудобный остров в Малайзии


Как обычно, начну с технических деталей. На якорь лучше всего становится рядом с мариной Телага – удобно, тихо и спокойно.

Единственная проблема -это глубина, даже для нашей осадки в 1,7 метра найти место было непросто, точнее место внутри защищенной островами бухточки, а снаружи с глубиной и местом все в порядке. ))

1. Это якорная стоянка. Динги док прямо на входе в марину справа. Душ всегда открыт и доступен.

2. Тут находится местное кафе – очень дешево, вкусно и аутентично. Главное здесь можно арендовать байк. Торгуйтесь!

3. Классный парк развлечений с канатной дорогой на вершину горы. Правее идет пешая тропа на водопады 7 колодцев.

4. Прачечная – тут дешево и более менее качественно можно все постирать

5. По левой стороне дороги в этой точке находится парусный мастер и большой хозяйственный магазин. А через дорогу «морской магазин», в котором на самом деле продаются замороженные и вакуумированные продукты для дальних походов. Весьма качественное и вкусное вяленое мясо. Неплохие сыры.

Заправить газовый баллон на острове является проблемой, проще купить за очень дешево местный и потом его выбросить.

А теперь к приключениям! На первый взгляд, остров кажется большим, но потом оказывается что за 2-3 дня его можно на байке полностью исследовать. Хотя лучше не торопиться как мы, а вдумчиво, перемежая многочисленными отдыхами, прокатиться по острову.

Начать, разумеется, стоит с Oriental Village
Это большой парк развлечений, с ресторанчиками, детскими площадками и музейчиками Например 3Д – музей очень хорош
А в космическом музее вам покажут фильм, в котором, что примечательно, ведущее место отдано именно Русским космонавтам.

И как жемчужина парка -это канатная дорога на вершину с которой открываются поистине потрясающие виды!

Казалось бы, вдали горы…

Но если присмотреться!
Особенно впечатляюще выглядит полустеклянный мост
Лучше отвести на посещение побольше времени, потому что просто посидеть на вершине уже здорово!
Арендовав байк, мы отправились изучать более далекие закоулки острова.
И первым местом разумеется стала столица Куах
Ведь посещение продуктовых супермаркетов самая важная часть истории! ))

А дальше уже «на расслабоне» мы покатили по всему острову, посещая различные культурные и не очень места. Это один из народных исторических музеев – дом очередной мафиозной семьи.

Ни один азиатский курорт не обходится без крокодильей фермы. На Лангкави она оказалась не очень впечатляющей с точки зрения шоупрограммы, хотя ловля крокодилов на удочку весьма азартная штука!
В отдельном вольере содержатся неудачные экземпляры крокодилов
А с некоторыми можно рискнуть и сделать фото!
На выходе уже привычно сгоняешь мартышек с байка и двигаешься дальше
Водопадов на остове много, но они совсем небольшие
Периодически попадаются совершенно дикие пляжи без отелей и туристов
Особо предприимчивые фермеры, земли которых находятся рядом с дорогой, устраивают мини-экскурсии с продажей соков и фруктов
И уж если вы совсем смелый, то вам удастся сделать фотографию королевской кобры, главная проблема потом оттереть от яда объектив камеры
Ну и, разумеется, множество храмов! Храмы в Юго-Восточной Азии это всегда что-то необычное и очень красивое. Им удается очень гармонично сочетать красоту природы и рукотворных объектов.
Ступа Нирваны
И моя любимая – Ступа Полной Победы!
Водопадов, как я уже говорил, очень много
И венчает их коллекцию водопад Семь Колодцев, расположенный недалеко от канатной дороги
По ступенькам можно подняться к его вершине
И принять ванну в каждом из колодцев
На Лангкави множество магазинов дьютифри, поэтому лучше иметь с собой паспорт. Они вносят вас в общую систему и записывают сколько алкоголя вы купили, есть некие нормы и их лучше уточнять до начала загула ))

У нас был опыт продления визы без посещения соседних стран. Для этого вы можете сослаться на неисправность яхты, приложить фотографию этой неисправности, сходить в капитенерию в Куахе, заверить письмо для мигрейшенов с просьбой продлить визы и невозможности покинуть страну из-за ремонта, и всего делов – гораздо экономичней нежели все другие способы.

Далее обезьяны… Тут они какие-то совсем агрессивные – несколько раз пришлось разгонять их палкой, чтобы пройти.

Остров очень обжитой, что автоматически означает для кругосветчика отсутствие халявных фруктов в лесу.

Водичка тоже мутноватая, поэтому охотой не займешься.

А в целом очень приятное и позитивное место.

Вам нравится и хотелось бы прочесть всю книгу целиком!
Made on
Tilda