1. Ответственность. Капитан всегда прав!
Капитан всегда прав! Это одно из главных правил на яхте, которое вы должны помнить! Причем помнить и если вы матрос и, что еще сложнее, помнить, когда вы капитан!
Почему сложнее, наверняка подумали многие из вас? Нет ничего сложного в том, чтобы выполнить приказ капитана. Прозвучала команда «Прыгать!», и ты прыгаешь, команда – «Травить!», и ты травишь, Все легко и просто, когда решение кто то уже принял. Совсем другое дело, когда ты капитан. Раньше я думал, что выражение «капитан всегда прав» – это некое преимущество, эдакая статусная награда и не более того. Да, я понимал, что на капитане ответственность за экипаж, и мне казалось, что эта ответственность аналогична офисной. Я привык руководить коллективами. У меня был свой бизнес. Я думал, что знаю, что такое «ответственность». Но на самом деле это только кажется! Ответственность за финансовое благополучие коллектива не имеет ничего общего с ответственностью за жизни членов твоего экипажа. Это просто ломает мозг! Ломает привычное восприятие действительности. Приходит понимание, что одна неверная команда или одно неверное решение могут привести к гибели доверившихся тебе людей, ведь ты капитан, и ты принимаешь это решение.
Такие слова могут показаться излишне пафосными, но, увы… Поясню на примере, почему.
Эта история произошла с нами по дороге из Мексики в Белиз. По плану к вечеру мы должны были оказаться на якоре в небольшой закрытой рифами бухточке недалеко от границы. Три часа дня. На подходе к бухте ветер начинает разгонять волну. Ветер прижимной в сторону берега, волна, естественно, туда же. Мы идем вдоль рифов в поисках прохода в коралловой стене. Катя за штурвалом, я на носу – высматриваю проход. Парус, разумеется, уже убран, идем на двигателе. Я замечаю проход и даю команду на поворот. Проход узкий, всего метров пять, и он стремительно приближается – волны подгоняют нас в корму. И тут волосы зашевелились у меня на голове от того, что я увидел впереди! Глубина по картам и эхолоту – три- четыре метра, но напоминаю про волны. А волна в два метра – это не только два метра вверх, но еще и два метра вниз! Так вот, я понимаю, что, когда волна проходит сквозь проход в рифах, видно ДНО! Я вижу бурлящий песочек с ракушками и отвесные коралловые стенки по бокам.
Далее есть только три выхода. Первый: мы серфим на гребне волны и без проблем пролетаем над опасным местом, но вероятность такого сродни чуду. Второй и самый реальный: мы пробуем пройти, нас ударяет и кладет на дно, сверху накрывает следующей волной, растирает о кораллы, и мы даже не всплываем. Ну и, собственно, третий: дать команду на поворот в открытое море навстречу этим волнам, что при нашем весьма слабосильном двигателе также равносильно тому, что через несколько минут нас кинет на рифы, но уже неуправляемо и с аналогичным финалом.
В эту секунду приходит понимание, что вот он – тот момент, когда ты капитан и именно тебе надо выбрать вариант развития событий и отдать команду. Именно ты должен взять на себя ответственность за жизнь экипажа! Ты понимаешь, что все отработают слаженно и точно выполнят команду, но ее надо дать!
Раз вы читаете эту книгу, то догадались уже, что я выбрал верное решение. Я проорал во весь голос: «Поворачиваем налево!!!» Катя без колебаний заложила поворот, и мы, как я и предполагал, остановились. Двигатель ревет на максимальных оборотах, пытаясь оттащить нас от камней, а волны ровно с той же скоростью прибивают нас обратно. В шахматах такая ситуация называется «пат». Я бегу в кокпит, поднимаю геную (передний парус), набиваю его под очень острый курс, и этого хватает, чтобы очень медленно, но верно мы начали удаляться от берега.
Один из достаточно частых вопросов, которые мне задают: а не устал ли я так долго плавать? Плавать я не устал, но вот от груза ответственности устал – это факт. После возвращения на большую землю я несколько месяцев просто просидел дома, а так как была зима, то бывало сутками не вылезал из-под одеяла – настолько сильный был отходняк: пропала ответственность, пропал мобилизующий фактор, наступила полная расслабуха и появилось безразличие. Но я очень активен и не мог долго предаваться безделью, и уже вскоре меня потянуло на… об этом я расскажу позже.
Сейчас сделаем небольшое отступление от сюжета и поговорим о терминологии… Терпеть не могу пафосность моряков и экстремалов, которые возводят в культ употребление разных терминов. Я говорю так, как мне удобно! Поэтому я буду применять фразы: «я проплыл кругосветку на яхте», «ходил в туалет» и «готовил на кухне». Я именно плаваю и смею надеяться, что не как то самое, которое не тонет. Хожу в туалет, а не в гальюн. Готовлю на кухне, а не на камбузе. И для меня это именно так! Потому что я непрофессиональный моряк. Я тот, кто встал из-за компьютерного стола и абсолютно без образования и опыта прошел вокруг света. Я не считаю себя морским волком. Я за простоту! Говорите так, как вам удобно, и посылайте в пень пафосных старперов!
В этой же главе хочу рассказать еще один интересный случай, касающийся субординации на лодке. Начну издалека. Я вырос в семье военных, и все мое детство и юность прошли в военных городках, частях и вокруг них. Я привык жить «по уставу», не то чтобы все было так строго, но на отданную отцом команду я отвечал: «Есть!» и шел исполнять. И вот на Карибы к нам в гости на яхту должен приехать мой батя. Ох… Его приезда я ждал и очень волновался, как мы будем сосуществовать целый месяц на лодке и как будут складываться наши отношения в новых условиях. Ведь теперь я капитан, и мое слово – закон, а отец – подчиненный. Перед глазами возник один забавный случай из офисной жизни: была у меня своя веб-студия, тридцать человек сотрудников. И вот сижу я весь такой важный в кожаном кресле за столом, приходит батя и на весь офис поставленным командирским голосом говорит: «Максюша, завари-ка мне по-быстрому кофе!»... В общем, сказать, что я волновался, – это ничего не сказать. Беру машину в аренду и еду встречать его в аэропорт. Объятия, сопли, слюни можно опустить. И вот что значит кадровый военный: такого четкого исполнения команд не было ни у кого за весь путь до этого. Настолько отчетливое понимание необходимости соблюдения субординации несмотря на то, что я его сын, меня искренне восхищало! И, наверное, первый раз в жизни я видел, как папа моет посуду. Не то, чтобы я пользовался ситуацией, но не без этого, да…